Новые формы адаптивных структур менеджмента

tezisi_Minpratsi-1

К новым формам адаптивных структур относят: групповую (бригадную) организационную структуру, организационные структуры по принципу рынка, венчурные организационные структуры, Инновационные внутрифирменные подразделения. Групповая (бригадная) организационная структура имеет не­сколько разновидностей при передаче нового изделия в серийное производство:

Проектная группа (ИТР и организация производства).

Бригадная форма (комплексная бригада по изготовлению конкретного изделия).

Рабочий центр, имеющий ячеистую структуру (может вести одновременно изготовление нескольких новых изделий и про­ектов), формируется с учетом существующих производственных структур (цехов) компании.

Бизнес-центр. Отличается большей автономностью в орга­низационной структуре промышленного предприятия (практи­чески используется принцип проектных групп применительно к производству).

Конгломераты (организации конгломератного типа). Это сложившаяся структура в условиях приспособления организации к конкретной ситуации: в одном отделении компании — продук­товая структура, в другом — функциональная, в третьем — мат­ричная или проектная.

Организационные структуры по принципу рынка отражают специфику внутрифирменного хозрасчета при достаточной фи­нансовой самостоятельности рабочих центров и групп, в составе которых практически имеются уже и функционеры группы уп­равления. Взаимоотношения внутри компании между структур­ными подразделениями строятся по принципу купли-продажи (по принципу рынка), но цены, как правило, находятся под кон­тролем ее руководства.

Венчурные организационные структуры получили свое наз­вание от слова «венчур» — рисковое дело.

Инновационные подразделения разработки и внедрения в про­изводство создаются обычно на стадии опытно-конструкторских работ и внедрения их результатов. Создаются такие подразделения по стратегически важным для организации продуктам и проектам.

Специализированное инновационное подразделение разработ­ки и внедрения нового продукта или технологии не связано с су­ществующими разрабатывающими и производящими подразде­лениями. Его создание, как правило, определяется необходимос­тью ускоренного вывода на рынок конкурентоспособной продук­ции либо внедрения новой технологии, способствующей повыше­нию конкурентоспособности конкретной продукции и эффектив­ности производства.

Инновационные группы поисковых исследований организу­ются, когда ожидаемый результат еще не определен. В рамках поисковых исследований осуществляется разработка новых возмож­ностей для развития организации.

Для связи инновационных структур с традиционными функ­циональными подразделениями могут создаваться посредничес­кие центры (специальные подразделения координации). Эти цен­тры могут включать различные группы, ведущие маркетинговые исследования и дающие оценку рыночных возможностей новых продуктов и технологий, а также осуществлять координацион­ную и посредническую деятельность при организации инноваци­онной деятельности в организации.